Дубаи, Токио, Куала-Лумпур, Тайпей…, мосты, небоскребы, искусственные острова…. В последнее десятилетие новости об очередном гениальном свершении архитекторов приходят чаще всего из Азии, явно опережающей по части безумных проектов старушку Европу.
Историческая справка
Однако в 2000 году скандинавским инженерам удалось воплотить в жизнь поистине монументальный замысел, ничем не уступающий чудесам азиатских строек – мост Швеция Дания, соединивший Копенгаген и Мальмё прямо через пролив Эресунн.
За разработку мегапроекта мосту между двумя скандинавскими странами взялись компании Gimsing & Madsen, Ove Arup & Partners, Setec, ISC – и лучшим специалистам Скандинавии удалось сотворить нечто совершенно необыкновенное.
Во-первых, сам мост: 82 тысячи тонн стали, 7845 метров протяженности (ровно половина дистанции между Данией и Швецией), 4 полосы шоссе и два пути железной дороги. Все магистрали расположены на горизонтальной балке, идущей вдоль всего моста на большой высоте над водами Балтики.
Во-вторых, подводный тоннель, возведенный с датской стороны – не прихоть, но вынужденная мера проектировщиков. Мост, подобный “шведской” части сооружения, помешал бы и судоходству, и самолётам, обслуживающимся в аэропорту Копенгагена (Дания).
Ну а ключевым элементом проекта стал искусственный остров, напоминающий по форме перец – почему, собственно, и был назван Пеберхолм (Перечный остров). И инженеры не просто насыпали из поднятого с морского дна грунта некое чисто-техническое сооружение, соединившее тоннель и мост – но вдобавок превратили его в уникальный природный заповедник.
Помимо всего перечисленного, согласно первоначальному плану на возведение всего комплекса мост, туннель, остров было отведено всего 5 лет, и риск не уложиться в срок был велик как никогда.
Тем более, что при строительстве инженерам пришлось справляться не только с природой. Случались и неприятные “техногенные” сюрпризы вроде нескольких тонн неразорвавшихся боеприпасов времен Второй мировой.
Однако скандинавы есть скандинавы. Несмотря на все сложности, строительство завершилось в августе 1999 года – не только вовремя, но и на 3 месяца раньше намеченного срока.
Открытие сооружения
Официально же открыли мост Швеция Дания 1 июля 2000 года в присутствии монархов обеих стран-соседок – шведского короля Карла XVI Густава и Маргрете II, королевы Дании. В тот же день по магистралям в обоих направлениях пошли первые автомобили и поезда.
Впрочем, ещё за полмесяца до открытия, 12 июня 2000 года, по мосту прошли и пробежали первые люди – без малого 80 тысяч участников полумарафонского забега по мосту Швеция Дания под названием “Брулоппет” (Broloppet).
И участники этого соревнования были среди тех немногих, кто удостоился чести воспользоваться переходом бесплатно. А вот каждый из миллионов человек, совершивших путешествие после них, уже был вынужден уплатить за это около 40 долларов.
На первый взгляд, сумма немаленькая – однако ничтожная на фоне понесенных правительствами затрат на постройку сооружения (почти 6 млрд. долларов) и дополнительного железнодорожного узла в шведском Мальмё (1.5 млрд. долларов).
К тому же, ни шведов, ни датчан, ни туристов такая стоимость проезда не пугает. Первые ездят в Данию, где выше зарплаты, на работу. Вторые приобретают более дешевую недвижимость в Швеции, где и живут, а работают опять же на родине.
Ну а туристы ценят мост Швеция Дания за превосходные виды, уникальную возможность с ветерком прокатиться над бушующими волнами Балтики и своими глазами увидеть, как природа склоняется перед архитектурным гением человека.
Поездка на поезде из Швеции (Мальмё) по мосту в Данию (Хельсингёр), смотреть видео:
Проехаться по такому мосту одно удовольствие. Уникальное сооружение. Едешь и видишь одну воду вокруг, только знаешь, что внизу еще поезда идут. Проезд в сторону Швеции платный, но эта плата стоит полученного удовольствия. Так приятно ехать по мосту , а внизу бушуют волны, а потом ныряешь в тоннель. Фильмы познавательные. А как тяжело было строить. Строители этого моста могут гордиться своим творением.